Ищем общий язык со строителями, или что такое система Q1-Q4

Готовь стены к финишу: стандарты качества поверхности Q1-Q4

На правах рекламы

Стены, пожалуй, самый важный и одновременно сложный в отделке элемент дома. Именно их финишное покрытие формирует стилистику помещений, задает тон всему интерьеру и отображает индивидуальность хозяина. Обои и всевозможные декоративные штукатурки, покраска или керамическая плитка – современный выбор материалов для отделки просто огромен. И каждое из этих финишных покрытий имеет свои определенные требования к качеству основания.

Приведем простой пример: стена, которая будет декорироваться керамической плиткой, должна быть просто ровной и обеспечивать хорошую адгезию плиточного клея, мелкие недочеты на поверхности основания легко скроются за финишем, в то время как стена под покраску должна быть идеальной, как с точки зрения геометрии, так и в плане отсутствия дефектов. И в том и в другом случае мы выполняем финишную отделку, но подготовительные этапы в обоих случаях существенно отличаются как по объему работ, так и по стоимости.

Вместе с тем, очень часто имеет место ситуация, когда между участниками отделочного процесса возникает недопонимание: дизайнер говорит на языке образов, у строителя свои категории – ему нужна конкретика, а между ними стоит заказчик, который просто хочет получить красивую и надежную отделку как на картинке. Такие понятия как «гладкий», «ровный», «под покраску» или «под обои» могут существенно отличаться для каждого участника, ведь это субъективная оценка и каждый воспринимает ее по-своему. Отсюда и возникают сложности в коммуникации. В данном вопросе прийти к общему знаменателю помогает предложенная компанией КНАУФ система Q1-Q4.

Система Q1–Q4 («Q» — от немецкого Qualitat, «качество»)

«Q1–Q4» — это, разработанный в Германии и приведенный в соответствие с российскими строительными нормами (СП 71.13330.2017), набор рекомендаций по подготовке и оценке качества поверхности в зависимости от различных видов финишных покрытий.

Суть Q1–Q4 в том, что она позволяет однозначно определять уровни подготовки поверхностей с учетом их назначения, таким образом, что это понятно всем участниками отделочного процесса без разночтений.

С одной стороны, система представляет собой четкий классификатор уровней качества основания под различные финишные покрытия, как для сухого строительства на базе листовых материалов КНАУФ-лист или КНАУФ-суперлист, так и с применением строительных смесей: штукатурки КНАУФ-Ротбанд и шпаклевок КНАУФ-Полимер Финиш, КНАУФ-Фуген или КНАУФ-Унифлот. С другой стороны, это понятный регламент работ, своеобразная шпаргалка, позволяющая контролировать каждый этап.

Преимущества использования системы Q1-Q4 при планировании и проведении отделочных работ очевидны:

  1. Упрощение постановки задачи строителю. Теперь заказчик и отделочник разговаривают на «одном языке»;
  2. Экономия времени. Когда задачи понятны, отсутствует необходимость дополнительных согласований и уточнений;
  3. Отсутствие лишних операций. Система – это регламент, описывающий четкую последовательность отделочных работ в зависимости от выбранного финишного покрытия.
  4. Экономия средств. Нет лишних операций – нет перерасхода материалов.
  5. Гарантированный результат. Q1-Q4 содержит не только регламенты, но и стандарты качества в числовом выражении, которые известны еще до начала работ.

Согласно системе Q1–Q4, качество отделки поверхностей делится на 4 уровня: от Q1 – низший, до Q4 – высший.

Уровень Q1 – керамическая плитка, декоративная облицовка, декоративная штукатурка с зерном более 2 мм.

Данный уровень не предполагает требований к декоративным свойствам поверхности, поскольку вся поверхность «уйдет» под облицовку, скрывающую мелкие недостатки. Основанием может выступать как конструкция из листовых материалов КНАУФ, так и стена, оштукатуренная КНАУФ-Ротбанд. В случае использования ГКЛ или ГВЛ, достаточно обработать стыки листов при помощи шпаклевок КНАУФ-Фуген с армирующей лентой или КНАУФ-Унифлот из высокопрочного гипса, позволяющая обходится без армирования (кроме обрезных кромок). Если речь идет о поверхностях на базе штукатурок, то для Q1 достаточно нанести на стену Ротбанд по маякам и выполнить подрезу правилом. После чего основание считается готовым к финишной отделке.

Уровень Q2 – структурные обои, виниловые обои, жидкие обои, а также декоративная штукатурка с зерном более 1 мм.

В данном уровне допускаются небольшие декоративные дефекты поверхности, но размер их не должен превышать 1 мм, что позволит без проблем их скрыть под указанной выше отделкой. Здесь вступают в игру дополнительные материалы и появляются новые этапы отделочных работ. Так, на зашпаклеванные швы основания из листовых материалов должен быть нанесен дополнительный выравнивающий слой КНАУФ-Фуген или КНАУФ-Унифлот. Оштукатуренная стена кроме подрезки должна быть еще и заглажена.

Уровень Q3 – матовая краска, тонкие обои, декоративная штукатурка с зерном менее 1 мм.

Уровень качества идет по нарастающей, а требования к небольшим дефектам ужесточаются. Если под выбранное вами финишное покрытие требуется качество по стандарту Q3, то берется основание, обработанное под Q2, грунтуется КНАУФ-Тифенгрунд и выполняется сплошное шпаклевание поверхности при помощи, например КНАУФ-Ротбанд Финиш слоем до 1 мм. В качестве финишной шпаклевки для данного уровня также может применяться КНАУФ-Фуген и КНАУФ-Полимер Финиш. Для данного уровня еще допускаются небольшие тени при боковом свете.

И наконец, Уровень Q4 – металлизированные обои, полуглянцевая краска, венецианская штукатурка, перламутровые/лаковые покрытия.

Высший стандарт качества, идеально гладкая поверхность без малейших изъянов. Для основания Q4 не допускаются никакие видимые дефекты, а также тени от бокового света. Финальный этап – это сплошное тонкослойное шпаклевание КНАУФ-Ротбанд Паста Профи толщиной до 0,5 мм. После его завершения и высыхания шпаклевки стена готова к финишной отделке.

Таким образом, стандарт Q1-Q4 предполагает кардинальное изменение подхода к очередности этапов: сперва необходимо выбрать финишное покрытие, после чего необходимый уровень качества основания будет определен автоматически, а уже исходя из него, будут приобретены необходимые отделочные материалы. Согласитесь, данная система весьма экономична и изначально подразумевает не только высокий уровень организации процесса, но и облегчает контроль, как за самой работой, так и за расходами на нее. Больше нет риска у заказчика, что недобросовестный исполнитель, завысит смету, нет риска у исполнителя, что заказчик подвергнет сомнению необходимость применения комплекса мероприятий и дорогих материалов – есть понятный стандарт, который дает ответы на все.

Компания КНАУФ – разработчик стандарта Q1-Q4 широко известна не только российскому, но и мировому потребителю благодаря высочайшему качеству строительных материалов и смесей. Штукатурка КНАУФ-Ротбанд сама по себе стала именем нарицательным и является на нашем рынке одной из самых востребованных штукатурок, идеально подходящей для формирования надежного основания. КНАУФ-лист – гипсокартон, качество которого уже можно считать эталонным. Но продукция КНАУФ – это не только многолетняя история, но и инновации, связанные с выводом на рынок новых продуктов. Одной из последних разработок компании является шпаклёвка КНАУФ-Полимер Финиш – сухая шпаклевочная смесь на основе полимерного вяжущего вещества, которая заняла достойное место в линейке лучших строительных материалов.

Что такое обучение 4К, зачем оно вашему ребенку и где учиться по такой системе

Что такое обучение 4К, зачем оно вашему ребенку и где учиться по такой системе

20 лет назад никто не слышал о таких профессиях, как SMM-специалист или разработчик мобильных приложений. Сложно предугадать, чего именно рынок труда потребует еще через несколько лет, но он точно изменится. Даже работа бухгалтеров и аналитиков будет постепенно автоматизироваться, не говоря уже о физическом труде. Работодателей в основном будут интересовать навыки, которые невозможно заменить алгоритмами.

Немного теории

В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция. Это значит, что скоро все за нас будут делать роботы, а к 2020 году каждый востребованный сотрудник должен будет уметь:

  1. решать комплексные задачи;
  2. думать критически;
  3. творчески мыслить;
  4. управлять людьми;
  5. работать в команде;
  6. распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
  7. формировать суждения и принимать решения;
  8. ориентироваться на клиента;
  9. вести переговоры;
  10. быстро переключаться с одной задачи на другую.

К 2020 году критическое мышление и креативность войдут в топ-3 самых востребованных навыков, а в 2015 они занимали 4 и 10 места.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

  1. Критическое мышление (Critical Thinking);
  2. Креативность (Creativity);
  3. Коммуникация (Communication);
  4. Координация (Coordinating With Others).

Подробнее о каждом из четырех «К»

  • Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.
  • Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах.Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
  • Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
  • Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Ирина Брун, Москва, конференция «Тенденции развития образования», 16–18 февраля 2017 года. Тема выступления: Измерение компетенций XXI века.

Систему 4К придумали в ответ на запрос работодателей, но все эти навыки стоит развивать не только тем, кто планирует достичь головокружительных карьерных высот. По большому счету, это признаки гармоничной и счастливой личности.

Практика: где учиться

«Мы не используем soft skills в образовании, поэтому на выходе получаем специалистов с дипломами, которым они попросту не соответствуют, с несформированными целями и непониманием собственной мотивации. Необходимо в первую очередь ликвидировать этот разрыв», — директор макрорегиона «Поволжье» HeadHunter Софья Исакова для РБК.

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа. Но, согласитесь, сложно представить развитие креативности на уроках алгебры или истории.

Работа по созданию системы 4К для школ ведется уже несколько лет. Например, здесь можно посмотреть результаты программы, которую разрабатывает НИУ ВШЭ совместно со Сбербанком для начальных классов. Цель проекта — создать инструменты развития и оценки 4К. 500 школьников из Казани прошли пробное тестирование на уровень развития навыков XXI века. Сейчас разработчики анализируют результаты, составляют статистику и оценивают работоспособность тестов.

В каких школах учат по системе 4К

Пока образование по системе 4К обкатывается в нескольких школах страны и финансируется крупными компаниями (Сбербанк, Русагро, благотворительные фонды). Только после успешного тестирования программа будет внедряться по всей России.

  • Московская школа Летово начала работу в 2018 году. Основатели школы обещают рай для трудолюбивых и способных учеников со всей страны. Лучшее оснащение, лучшие учителя, образование по системе 4К и возможность каждому ученику выбирать учебную программу. В школу принимают на конкурсной основе. Преподавание ведется на двух языках: русском и английском.Школу финансирует благотворительный фонд, поэтому учиться там может ребенок из семьи с любым достатком. Главное — способности и желание учиться.На сайте есть бесплатные вебинары и материалы по подготовке к олимпиадам.
  • Лицей НИУ ВШЭ открывает двери только для московских школьников. Для учеников 10-11 классов предусмотрено 8 направлений подготовки, а девятиклассники учатся по общей программе. Прием в лицей на основе тестирования.
  • В сентябре 2019 года планируется открытие Умной школы в Иркутске. Комплекс будет состоять из трех корпусов школы и поселка для приемных семей. В школе будут организованы инклюзивное образование и индивидуальный подход к каждому ученику. Обучение бесплатное. Отбор по способностям только для поступающих в 10 класс.

Где еще можно учиться

Те, кому не повезло родиться в нужном регионе, могут развивать 4К-навыки в летних лагерях, на тренингах и онлайн-курсах:

  • Бизнес лагерь 4К в районе Туапсе в Краснодарском крае. Организаторы обещают плотный график, в который входит теория бизнеса, создание бизнес-проекта по выбранному направлению, деловую программу с тренингами и конференциями, основы медиаграмотности, культурно-развлекательную программу с участием звезд, спортивные площадки. Программа рассчитана на 21 день.
  • Образовательная компания MAXIMUM проводит Тренинги по Навыкам XXI века. Мероприятия проходят в формате дискуссий и мозговых штурмов. Участники получат теоретическую базу и начальные практические навыки, чтобы заниматься самостоятельно.
  • Онлайн-школа Фоксфорд предлагает курс Навыки XXI века. Развивающее путешествие для учеников 7-11 классов. Он состоит из теоретических материалов и 10 онлайн-уроков с преподавателем. После каждого занятия нужно выполнить домашнее задание. Записи уроков доступны в течение года.
  • У проекта 4brain.ru есть несколько курсов для развития 4К: Творческое мышление, Критическое мышление, Конфликтология, Переговоры. Там же можно найти материалы по развитию других soft skills, например, по скорочтению, тайм-менеджменту и тренировке памяти.
Читайте также:  Чем заменить обои? ТОП-3 лучших отделочных материалов для стен

Самообразование

Успешно развивать навыки XXI века может каждый. Главное — желание и упорство. Теорию и практику 4К в обычной жизни помогут освоить:

  • внешкольная деятельность: кружки, секции, мероприятия, волонтерство;
  • ментворкинг — умение обмениваться навыками с партнерами, учиться и учить одновременно;
  • литература по теме:

— Сергей Шабанов, Алена Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»;

— Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»;

— Дэниел Пинк «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»;

— Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений»;

— Хэл Элрод «Магия утра»;

— Остин Клеон «Кради как художник»;

— Кейт Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга».

Будет рынок труда развиваться по предложенному в Давосе сценарию или нет, навыки XXI века пригодятся в жизни каждому человеку. Российские школы пока не перешли на систему 4К, но в стране появляется все больше проектов, которые обучают креативности, коммуникации, кооперации и критическому мышлению. Можно изучать теорию по книгам или довериться учителям, а за применение гибких навыков каждый в любом случае отвечает сам.

Что такое 4-D система?

Академии управления “ЭРФОЛЬГ” подготовила для вас серию познавательных материалов об уникальной для России 4-D Системе построения высокоэффективных команд, которая уже помогла увеличить производительность на 2–14% более 1500 компаниям по всему миру.

Представляем вашему вниманию первый информационный блок, основанный на интервью с Галиной Наговицыной — экспертом по 4-D Системе, создателем, руководителем и идейным вдохновителем первого в России Международного центра 4-D “Магнитония”.

В чём уникальность 4-D системы и чем она может быть полезна лидерам и руководителям?

4-D система — это технология, которая позволяет выстраивать особое пространство для людей, делающих что-то вместе. Это может быть совместное создание бизнеса, товаров и услуг, творческих и инновационных научных проектов, а также отношений в семье. Методики 4-D помогают людям чувствовать себя в процессе взаимодействия друг с другом комфортно и естественно, а также формировать видение на далёкие перспективы. Использование 4-D системы позволяет командам стабильно развиваться и выходить на качественно новые уровни. При этом нет необходимости затрачивать лишние человеческие и финансовые ресурсы.

Для лидеров и руководителей уникальная для России технология 4-D предлагает простые инструменты коммуникации, с помощью которых можно легко находить общий язык с каждым членом коллектива, а также быстро подбирать ключи к нематериальной мотивации сотрудников. 4-D система помогает естественно налаживать общение с окружающими. Взаимоотношения становятся честными, открытыми, вдохновляющими и наполненными положительными эмоциями. Лидерам данная система открывает абсолютно новые возможности, а также способствует развитию их природной управленческой харизмы. Это помогает руководителям вдохновлять людей на достижение необходимого результата без надобности применять различные манипулятивные игры.

В чём выгодное отличие 4-D системы от других популярных методик работы с командами?

  • Позволяет получить максимум эффективности во взаимодействии с людьми, используя при этом минимум информации. 4-Dсистема охватывает всего 4 типа личностей и 8 типов поведения. При этом коррекция всего одного типа поведения только у одного члена команды уже приносит значимые положительные изменения в работе всего коллектива.
  • Система 4-D доступна абсолютно каждому, основана на важных для любого из нас базовых эмоциональных и интеллектуальных личностных потребностях.
  • Фокус внимания в работе с данной методикой направлен, в первую очередь, на себя, а не на других людей. Благодаря этому положительные изменения во взаимоотношениях с окружающими происходят естественно, без лишнего давления.
  • Помогает развивать в себе качественно новые уровни лидерства. Учит легко включать людей в работу, “зажигать” и вдохновлять свою команду на активную деятельность. Благодаря этому получается значительно быстрее и эффективнее достигать необходимых результатов.
  • Показывает, что быть естественным и человечным в работе с людьми — это безопасно. Когда человек искренен и ясен во взаимодействии с командой, тогда энергия не растрачивается на бесполезную игру, а целиком идёт на достижение результатов. Безусловно, есть ситуации, когда нам нужны маски и роли, но важно научиться большую часть времени быть настоящим и получать от этого радость.
  • Учит конфликтовать красиво. Люди перестают концентрироваться на разногласиях и проблемах. Приходит понимание, что конфликт — это разность потенциалов, это энергия, которую нужно использовать для выхода на новый уровень развития.

Для кого создана 4-D система?

4-D система подходит тем, кто:

  • управляет бизнесом и проектными командами в сфере высоких технологий, IT, науки и инноваций, в аэрокосмической отрасли, а также руководит инженерными и производственными предприятиями;
  • не готов вкладывать огромное количество времени и денег в многочисленные обучающие программы и сложные психологические тренинги;
  • стремится найти простое и выгодное предложение, которое сразу решит все его задачи по повышению эффективности работы своей команды;
  • хочет развивать и поддерживать искренние уважительные деловые взаимоотношения без притворства и сложных манипулятивных игр с персоналом;
  • готов принимать людей со всеми их природными особенностями, а также заинтересован в том, чтобы поддерживать своих коллег и сотрудников на пути их развития;
  • считает, что человек — это не просто винтик, а полноценный элемент функционирующей системы от которого зависит очень многое и если ему некомфортно на своём месте, то это негативно отражается на всем коллективе и результатах его работы.

Кому 4-D система вряд ли подойдёт?

  • Тем, кому не важно, как чувствуют себя их сотрудники. Некоторые руководители считают, что не имеет значения, как себя ощущает отдельно взятый подчинённый, лишь бы на работу ходил. К сожалению, подобное отношение зачастую крайне неблагоприятно отражается на результатах работы всего коллектива. На самом деле очень важно, как чувствует себя каждый член команды. Согласно теории квантовой физики, если с одним элементом системы что-то происходит, это неминуемо отражается сразу на всех остальных её элементах.
  • Тем, кто предпочитает жёсткую конкуренцию внутри компании. Есть лидеры, которые хотят, чтобы их сотрудники “грызлись” между собой и, подобно хищным акулам, откусывали себе ресурсы в постоянных жестоких схватках. Однако, при использовании 4-Dсистемы, мы говорим про тот уровень, когда руководитель способен создавать для своих людей “голубой океан”, где у каждого всегда есть все необходимое для комфортного и продуктивного взаимодействия. Методики 4-D созданы, прежде всего, для тех лидеров, которые готовы видеть уникальность каждого сотрудника и ценность его деятельности для компании.

Как расшифровывается 4-D?

Название 4-D — это сокращение от “4 измерения” (англ. dimension — измерение). Слово “измерение” было выбрано не случайно, так как оно означает нечто, не имеющее границ, как и природа человеческого развития. За основу классификации врождённых типов личности в 4-D системе были взяты типология Карла Густава Юнга (два эмоциональных и два логических типа) в соединении с высшими потребностями по Абрахаму Маслоу (потребность в принадлежности, признании и самоактуализации).

Развивая в себе все 4 измерения, человек становится целостным, раскрывает свой потенциал и выходит на принципиально новые вибрационные частоты. Это помогает открывать абсолютно другие уровни взаимодействия с окружающими. По этим 4 измерениям происходит развитие и культуры компании, и лидера, и коллектива в целом, а также каждого отдельного сотрудника.

Знание врождённых типов личности людей, с которыми вы работаете, даёт вам простые ключи к эффективной коммуникации с ними, а также к их нематериальной мотивации. Определить тип личности у себя, своих коллег и подчинённых очень легко. Мы этому учим на тренингах и консультациях по 4-D системе, а также об этом можно прочитать в практическом руководстве по созданию высокоэффективных команд “Как NASA создаёт команды”.

Что делает 4-D систему особенно эффективной именно в наше время?

Доказано, что в нестандартных и стрессовых ситуациях люди проявляют себя в соответствии с естественными для своего врождённого типа личности особенностями поведения. Поэтому очень важно проводить 4-D диагностику команд, чтобы понимать, как определённые члены коллектива будут себя вести в кризисных ситуациях и заранее ставить им соответствующие задачи.

Когда сотрудники заняты видом деятельности, не соответствующим своему природному типу личности, они теряют много энергии и продуктивность падает. Если же люди находятся на своём месте, то им проще и комфортнее развивать в себе другие измерения и становиться все более и более эффективными для компании. С помощью 4-D системы можно усиливать производительность коллектива не за счёт увольнения части персонала, а с помощью смены деятельности сотрудников.

Как эксперты по 4-D системе мы начинаем работать с представителями ядра компании: владельцами, руководителями, менеджментом. Суть в том, что изменение одного элемента меняет всю систему. Люди, которые уже владеют методиками 4-D, начинают самостоятельно внедрять их в своих отделах.

Кроме того, полезно заказывать поддержку команды в течение года и делать за это время несколько 4-D диагностик и ряд краткосрочных 4-D тренингов. Это помогает компаниям достигать хороших результатов, значительно увеличивать производительность и качественно улучшать атмосферу в коллективе.

Почему важно проводить 4-D диагностику команды?

Когда компания заказывает 4-D диагностику, мы как 4-D эксперты определяем цели и задачи команды, например, на 1 год. Затем мы диагностируем, насколько команда готова к достижению этих результатов в поставленные сроки. С помощью простых методик 4-D мы создаём для лидеров ясность, в каком состоянии их коллектив пребывает сейчас, и как далеко они смогут продвинуться при текущем положении дел.

Мы определяем, что необходимо подкорректировать и усилить на каждом из этапов развития проекта, чтобы достигнуть желаемого результата максимально быстро и эффективно. Регулярное проведение 4-D диагностики команд в течение 1–2 лет наглядно демонстрирует, насколько качественно меняются привычки взаимодействия среди сотрудников и насколько положительно это отражается на достижениях компании в целом.

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Читайте также:  Выбираем триммер на дачу. Полезные советы

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Ищем общий язык со строителями, или что такое система Q1-Q4

От 7 PC, масть предположительно четырехкартная

1♣ – 1 ♥ /1♠ 2 ♦ = бубротка (конвенция, заменившая одвротку в последней версии Общего языка).

Ответ 1БК

9–11 PC без мажорных четверок

1♣ – 1БК 2♣ = от 15 на трефе, форс-гейм.

Ответ 2БК

12+ без мажорных четверок, форс-гейм.

Ответы 3♣, 3 ♦

Инвит к гейму на хорошей масти (9–11).

Ответы 3 ♥ , 3♠

Семикарт с двумя старшими фигурами, ничего сбоку.

Открытие 1 ♦

12–17 от четверки. При силе 12–14 возможен расклад: четыре бубны и пять треф.

Ответы 1 ♥ /1♠

От 7 PC, масть предположительно четырехкартная. Дальнейшая торговля натурально.

Ответ 2♣

От пяти треф, форс-гейм. Открывающий заявляет 2 ♦ с пятеркой бубен во всем диапазоне силы. Заявки 2 ♥ , 2♠, 2БК означают четверку червей и диапазон 12–14.

Ответ 2 ♦

От 10 PC с четверкой бубен

В дальнейшем открывающий торгует натурально, а отвечающий показывает задержки.

Ответ 3 ♦

Ответы в без козыря

Стандартные (1БК = 7–10, 2БК = 11–12).

Открытия 1 ♥ , 1♠

12–17 от пятерки

Ответ 3 ♥ /3♠

Ответ 2БК

Инвит с фитом (по меньшей мере, “блокирующий инвит”).

Форсирующие 2БК

После повторения мажора:

1 ♥ – 1♠/1BA 2 ♥ – 2BA = вопрос о краткости, форсирует на круг.

Слабые и сильные сплинтеры

Друри (2♣)

С фитом после открытия на третьей-четвертой руке. Слабейшим ответом является возврат в масть.

Прыжок в новой масти после паса

Инвит на своей шестикартной масти (9–11).

Открытие 1БК

Стейман 2♣

Дальнейшая торговля натуральна. Новая масть отвечающего на третьем уровне форсирует, а если он пасовал на первом круге, то инвитирует.

1БК – 2♣ 2 ♦ – 2♠ = инвитt (7–9) на пятерке пик и четверке бубен 1БК – 2♣ 2 ♥ /2♠ – 3 ♦ /3 ♥ = сильное согласование червей/пик техасом.

Трансферы 2 ♦ /2 ♥

Новая масть на третьем уровне форсирует до гейма.

1БК – 2 ♦ 2 ♥ – 2♠ форсирует до 3 ♥ (от 8 PC) Трансфер 2 ♦ не исключает пятикартной пики.

Трансфер 2♠

На трефе. На следующем круге торговли отвечающий может показать короткую масть.

Ответ 2БК

Ответ 3♣

Трансфер в бубну, слабый или сильный.. Открывающий обязан заявить 3 ♦ . При сильном варианте отвечающий может назвать короткую масть.

Ответ 3 ♦

Натурально на шестикартной бубне, инвит к гейму.

Ответ 3 ♥ /3♠

Открытие 2♣

Пресижн: пятикартная трефа при мажорной четверке или шестикартная трефа (11–15 PC)

Ответ 2 ♦

Вопрос о раскладе. Ответы: 2 ♥ / 2♠ – четверка червей/пик. 2БК- шестикарт треф без синглетона. 3♣ – шестикарт треф с синглетоном и без мажорной четверки.

Ответы 2 ♥ и 2♠

Не форсирует, вероятно, на пятерке, 9-12 PC (или меньше с 6-картной и более длинной мастью).

Ответ 2БК

Равномерный расклад без мажорных четверок, 10-12 PC.

Ответы 3♣, 4♣

Блокирующие, фит 3+

Ответы 3 ♦ , 3 ♥ , 3♠

Хорошая масть 5+, 12+ PC, инвит к гейму.

Открытие 2 ♦

Конвенция Малти – 6–11 на мажорном шестикарте.

Ответы 2 ♥ /2♠

Поиск масти (открывающий пасует с червой/пикой) – принцип “пасуй или поправь” (англ. “pass or correct”)..

Ответ 2БК

3♣ = верхний диапазон открытия (3 ♦ = вопрос, 3 ♥ = пика, 3♠ = черва) 3 ♦ = черва, нижний диапазон 3 ♥ = пика, нижний диапазон

Ответ 3♣

Форсинг на произвольной масти

Ответ 3 ♦

Инвит с фитами в обоих мажорах Принятие инвита– двойным техасом: 4♣ = черва, 4 ♦ = пика.

Ответ 3 ♥

Блок с фитами в обоих мажорах

Ответ 4♣

Просьба показать масть техасом

Ответ 4 ♦

Просьба натурально заявить свою масть.

Открытия 2 ♥ и 2♠

Польские двухмастки с силой 6–11

2 ♥ = 5-5 с червовой и любой другой пятеркой 2♠ = пиковая и минорная пятерки

Ответ 2♠ после открытия 2 ♥

Поиск масти по принципу “пасуй или поправь” (англ. pass or correct).

Читайте также:  Планировка гаража: главные замечания при его обустройстве

Ответ 2БК

Просьба показать минор. Остальные ответы натуральны.

Открытие 2БК

6–11 PC на минорах

Открытие 3БК

Открытия 4♣ и 4 ♦

Конвенции односторонней торговли

Прыжок новой мастью

Сильная рука на очень хорошей масти, предлагает искать шлем.

Четвертая масть

После ответа один-на-один четвертая масть как минимум инвитирует к гейму. В дальнейшей торговле спасовать до гейма может только игрок, давший заявку четвертой мастью. После ответа два-на-один четвертая масть форсирует до гейма.

Третья масть

Поднятие третьей масти означает четверку и отсутствие задержки в четвертой масти. 3БК после третьей масти на уровне 2 говорит о четверке в третьей масти и задержке в незаявленной масти.

Форсирующие 2БК

После ответа два-на-один

Магистр 2♣

Конвенция, более известная русским бриджистам как Гаджет.

2 в масти ответа = слабость с фитом 2 в другом мажоре = сила с фитом 2 ♦ = слабость без фита 2БК = сила без фита.

Конвенция ан-пассан

В односторонней торговле показываем задержки для игры без козыря. В двусторонней пользуемся бескозырным интервью.

Конвенции шлемового уровня

Блэквуд 1430 из пяти ценностей с королями

Блэквуд исключения

После согласования масти прыжок новой мастью на пятый уровень (или на 4♠ при согласованной черве) является Блэквудом исключения. Это вопрос о ценностях помимо туза в заявленной масти. Шаги ответа такие же, как в Блэквуде 1430.

Вопрос о королях – следующая ступень после ответа на Блэквуд.

Козырная конвенция, вопрос о количестве старших козырных фигур (туз, король, дама). Ответы: 6♣ = 0, 6 ♦ = 1, и т.д.

Кюбиды

Кюбиды первого и второго класса даются экономично (по очереди).

Автосплинтер

Ненатуральный прыжок в новой масти означает собственную масть только в случае, если партнер не заявлял натурально ни одной масти.

Шесть в масти сплинтера

Вопрос о ренонсе в масти сплинтера. Просит при его наличии поставить большой шлем.

После входа противника на Блэквуд от партнера отвечаем: контра = 0 ценностей, пас = 1, следующая заявка = 2 и так далее.

Торговля после интервенции

После входа контрой

  • Новая масть с прыжком – масть + фит
  • Новая масть без прыжка – форсирует на первом уровне, не форсирует на втором
  • Реконтра = 10+ PC

Если после реконтры открывающий делает заявку перед партнером, то: заявка ниже двух в масти открытия означает нижний диапазон открытия, выше двух в масти открытия – наличие усилений.

  • Ответ 1 ♦ после открытия партнера 1♣ и контры – натуральный и нефорсирующий.

Торговля с фитом после открытия 1 ♥ либо 1♠ и контры

  • 1БК = 7–9(10) с трехкартным фитом
  • 2БК = инвит (или блок-инвит) с четырехкартным фитом
  • Новая масть с прыжком = масть и фит.

После входа мастью

  • Новая масть форсирует на первом и третьем уровнях.
  • Поднятие с прыжком – блок.

Торговля с фитом после интервенции на 1 ♥ /1♠

  • 2БК = ФГ с фитом, 3 в масти противника = инвит к гейму или ФГ на равномерном раскладе с защитными ценностями.

Негативная контра

До 4 ♦ . Кроме стандартного значения, негативная контра включает форсинг на слабом пятикарте, а после открытий 1 ♥ и 1♠ – инвит в 3БК.

После открытия 1БК и входа противника

  • Контра имеет значение негативной в пределах частичного контракта.
  • Новая масть не форсирует на уровне 2, форсирует на уровне 3.
  • Лебензоль – ФГ со второй мажорной четверкой или нефорсирующий на масти.

После открытий 2 ♦ , 2 ♥ , 2♠ и входа противника

Торговля к масти партнера, контра штрафная.

После входа второго защитника

  • Контра-поддержка – обещает три карты в масти ответа и карту с перспективой на свою игру (. усиления в фигурной силе). После открытия 1♣ контра двузначна: контра-поддержка или сильный вариант 1♣.

Защитная торговля

Бескозырные входы

  • 1БК и 2БК после открытия на 2 уровне – 15–18 с задержкой. Дальнейшая торговля включает Стейман и техасы, как после открытия 1БК.
  • 1БК в позиции re−open – 12–15; Стейман, техасы.
  • 2БК в позиции re−open – 19–21; Стейман, техасы

Входы с прыжком

Натуральные блоки, в позиции re−open конструктивные.

Вызывная или информационная (от 17PC) контра

Отвечающий торгует по балансу. После контры партнера на 1♣ ответ 1 ♦ является негативом, другие заявки натуральны и форсируют.

После искусственного открытия 2 ♦ (Малти или Вилкош)

Контра первого защитника – вызывная на пике. Пас и контра на 2 ♥ /3 ♥ на следующем круге торговли – вызывная контра на черве. 2 ♦ – контра – 2 ♥ – контра = на очках, без краткости в черве. 2 ♦ – контра – 2♠ – контра = штрафная. Контра второго защитника вызывная: 2 ♦ – пас – 2 ♥ /2♠ – контра = вызывная.

Кюбид Майклза (Михаэлиса)

Сила не ограничена.

Прыжок в масти противника

Прыжок в масти противника (напр. 1 ♥ – 3 ♥ ) = бескозырное интервью на полной масти или ФГ с одномастной рукой.

Защита от сильного БК

  • Контра двухмастная: минорная пятерка, мажорная четверка.
  • 2♣ = любая масть.
  • 2 ♦ = двухмастка в мажорах.
  • 2 ♥ , 2♠ = натурально пятерка и минорная четверка.

Защита от слабого БК

  • Контра вызывная. Другие заявки как после сильного БК с силой открытия.

Вист и сносы

  • Вист одменный (польская система виста), сносы обратные.
  • Натуральный Лавинталь, краковский снос, обратное поощрение.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Общий язык” в других словарях:

общий язык — сущ., кол во синонимов: 1 • взаимное понимание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Общий язык — Экспрес. Полное взаимопонимание, согласованность в действиях. У коммунистов, товарищ Бадьин, всегда должен быть общий язык при общем нашем деле (Ф. Гладков. Цемент) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Общий язык — (койне) – язык, служащий средством общения для разноязычных групп (коллективов) и возникший на базе одного диалекта или нескольких диалектов, являющихся естественными языками этих групп … Языковые контакты: краткий словарь

Общий язык — Разг. Полное взаимопонимание, полная согласованность в каких л. действиях. ФСРЯ, 540 … Большой словарь русских поговорок

Общий язык (бридж) — Общий Язык (Wspólny Język) одна из наиболее популярных в Польше систем торговли в бридже. Как и многие элементы бриджевой культуры, Общий Язык был позаимствован из Польши советскими бриджистами и до сих пор употребляется в России. Эта система… … Википедия

общий язык программирования — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN data general programming languageDG/L … Справочник технического переводчика

НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК — кто [с кем, между кем и кем] Достигать взаимопонимания. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) находит способ договориться, прийти к согласию с другим лицом, с другой группой лиц (Y) в оценке людей, событий, в линии поведения, в принятии… … Фразеологический словарь русского языка

НАХОДИТЬ ОБЩИЙ ЯЗЫК — кто [с кем, между кем и кем] Достигать взаимопонимания. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) находит способ договориться, прийти к согласию с другим лицом, с другой группой лиц (Y) в оценке людей, событий, в линии поведения, в принятии… … Фразеологический словарь русского языка

находить общий язык — находить/найти общий язык Добиваться, достигать взаимопонимания. С сущ. со знач. лица: педагог, отец, руководитель… находит общий язык с кем чем? с учениками, со слушателями, с коллегами, с группой, с классом…; находить общий язык как? быстро,… … Учебный фразеологический словарь

найти общий язык — находить/найти общий язык Добиваться, достигать взаимопонимания. С сущ. со знач. лица: педагог, отец, руководитель… находит общий язык с кем чем? с учениками, со слушателями, с коллегами, с группой, с классом…; находить общий язык как? быстро,… … Учебный фразеологический словарь

Что такое Система 1 и Система 2?

Сегодня поговорим о двух базовых для поведенческих наук (бихейвиоризма) теоретических концептах – о Системе 1 (System 1) и Системе 2 (System 2) . Прочитать о них можно, например, в книге Даниэля Канемана и Амоса Тверски “Думай медленно… решай быстро”.

Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущение намеренного контроля

Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе и для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации.

Д. Канеман пишет: “Думая о себе, мы подразумеваем Систему 2 – сознательное, разумное “я”, у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать. Система 2 считает себя главным действующим лицом. Но чаще главным героем является автоматически реагирующая Система 1. Она без усилий порождает впечатления и чувства, которые являются главным источником для убеждений и сознательных выборов Системы 2. Автоматические действия Системы 1 генерируют удивительно сложные схемы мыслей, но лишь более медленная Система 2 может выстроить их в упорядоченную систему шагов“.

Другими словами, Система 1 – это своеобразный “когнитивный рефлекс”, автоматически и почти мгновенно срабатывающий в ответ на возникающий раздражитель. Мы как бы сразу получаем готовое решение или действие. Сколько будет, если 3 умножить на 3? Ответ подсказала Система 1. Чем она воспользовалась? Базой готовых решений, заложенных в нашу память. Система 1 распознала знакомый набор сигналов во внешней среде, автоматически сопоставила его с уже имеющимися в “базе данных” мозга ответами, нашла соответствие и выдала решение. Все это произошло почти мгновенно. Точно так же у нас стартуют эмоции.

Система 2 включается, если Системе 1 не удалось справиться с задачей или (внимание!) вы сознательно поставили под сомнение решение, автоматически сгенерированное Системой 1. Например, подумали, что в какой-то ситуации не стоит полностью доверять своей “чуйке” или первому впечатлению.

“Психология точной интуиции не содержит никакой магии. Пожалуй, лучше всех ее кратко описал Герберт Саймон, который исследуя процесс мышления гроссмейстеров, показал, что после тысяч часов занятий шахматисты иначе видят фигуры на доске. Саймон, раздраженный приписыванием сверхъестественных свойств интуиции экспертов, однажды заметил: “Ситуация дала подсказку, подсказка дала эксперту доступ к информации, хранящейся в памяти, а информация дала ответ. Интуиция – это не что иное, как узнавание” (Даниэль Канеман и Амос Тверски “Думай медленно… решай быстро”).

Система 2 – это более медленный когнитивный процесс, подключающий сознательную обработку полученной информации и запускающий цепочку умозаключений. Что получится, если 45 умножить на 12? Чтобы дать ответ, вам, вероятно, понадобится Система 2. Она же включается, когда вы сознательно формулируете фразы на малознакомом языке, пытаетесь узнать человека по “следам” в памяти, стараетесь не поддаться спонтанно возникшей эмоции или решаете любую сложную аналитическую задачу.

Условно говоря, Система 2 – это ваш логический рационализм.

Как это использовать?

Система 1 отвечает за “бессознательные компетенции”, Система 2 – за “сознательные компетенции”. Любая качественная учебная практика не только прокачивает Систему 2, но и дает возможность:

  • Вытащить в сознание автоматические шаблоны и триггеры Системы 1
  • Оценить актуальность и эффективность этих шаблонов
  • Внести коррективы в сами шаблоны или запускающие их триггеры. Загрузить их обратно в Систему 1.

Собственно, сознательная или спонтанная “прокаченность” Системы 1 и отличает мастера от просто хорошего специалиста. Только в случае сознательной прокаченности возникает хотя бы какая-то возможность для понимания реальных алгоритмов работы Системы 1.

Вопрос о трудоемкости такой “прокачки” оставлю пока за скобками 🙂 . Так же как и вопрос о точности внесения изменений в Системы 1 и 2. Мы должны признать, что на сегодняшний момент наука не имеет ни малейшего представления о том, как реально (!) работают эти системы. Для нас это “черные ящики” о внутреннем устройстве которых можно только гадать и строить метафоры на эту тему. Да и сами концепты Систем 1 и 2 — это тоже только метафоры. Но метафоры, позволяющие вести осмысленные дискуссии и разрабатывать инструменты “прокачки”.

Кстати…

Обратите внимание на оформление обложки книги в русскоязычном и англоязычном изданиях… 🙂 Мне кажется, что иллюстрации хорошо отражают различия в менталитете, да?

Полезные ресурсы по теме

  • Daniel Kahneman: The riddle of experience vs. memory (выступление на TED)
  • Лекция Дэвида Халперна в Лондонской школе экономики
  • Онлайн-инструменты Paul Ekman International
  • Блог компании Wicklander-Zulawski & Associates

Дополнительно почитать

  • Управление эмоциями в даосской традиции
  • Как читать эмоции по микровыражениям?
  • 10 цитат из Гуй Гу-цзы
  • Эмоции в разговоре: как ими управлять? (интервью с Михаилом Крапивиным)
  • Солги мне — правда и вымысел (интервью с Михаилом Крапивиным)
  • Кто живет у меня в голове? Мультфильм “Головоломка”
  • 8 лучших цитат Пола Экмана
  • Про сенситивность

Тренинги по методикам Пола Экмана

Для читателей моего блога предоставляется дополнительная скидка 5% .

Промо-код: sukhov

Ссылка на основную публикацию